Саморазвитие личности: мода, выбор или необходимость?

18.02.2021 14:35

Развитие как некий процесс качественных изменений человека в течение жизни происходит естественно, непреднамеренно, неуправляемо. В житейском смысле развитие понимается как прогрессивное движение. Это понимание порождает идеи, что мы должны стремиться к развитию. С точки зрения философского, психологического языка, развитие — это качественное изменение, и оно может проходить как в прогрессивном, так и в регрессивном ключе. Поэтому качественное отличие саморазвития от развития видится в мере активной вовлеченности в собственные изменения.

Саморазвитие задает точку опоры, так как выделяет тот фрагмент эволюции, который в максимальной степени подчинен управлению самого человека и в то же время является зоной его максимальной ответственности. Смысл психологии саморазвития в переходе от изучения развития личности к рассмотрению самой личности как детерминирующего фактора, организатора, управляющего этим развитием.

Проблема саморазвития личности — проблема поиска современным человеком инструментов для овладения своим развитием и творения жизненного пути.

В каких случаях мы можем наблюдать саморазвитие?

Можно выделить три примера:

1. В тех случаях, когда доминирующее воздействие на развитие оказывает фактор Я-влияния, исследователь начинает говорить, что наблюдает не столько эффект развития, сколько саморазвития.

2. Феномены проектирования личностью своего жизненного пути и желаемого «Я», а также последовательной его реализации путем осознанного продвижения своей личности в избранном направлении.

3. Факты, когда при достижении жизненных целей человек сталкивается с несоответствием своих возможностей требованиям ситуации и начинает осознанно изменять себя в направлении повышения своей функциональности.

Определяя саморазвитие, нам важно подчеркнуть, что его специфика в том, что это изменение, управляемое самим человеком. Атрибуты саморазвития личности — самодетерминированность, управляемость, осознанность.

Функции саморазвития:

  • снятие жизненной неопределенности,
  • творение индивидуальности,
  • сознание неотторжимого Я-продукта,
  • наполнение жизненным смыслом.

Саморазвиваться означает стать субъектом своего развития, взять на себя ответственность за определенные стратегии жизненного пути, самостоятельно реализовывать сделанные жизненные выборы и активно достигать поставленных жизненных целей. Саморазвиваться  означает дифференцировать и одновременно соединять роли субъекта и объекта развития, преобразующего и преображаемого, творца и творения. Саморазвиваться означает суметь превратить свои неизбежные изменения на жизненном пути в череду самим собой инициируемых, управляемых и осознанных качественных движений в самостоятельно определяемом направлении.

При саморазвитии наша личность, жизненный путь, отдельные аспекты психической организации могут пониматься как объект творчества и своеобразного творческого изменения. И в то же время мы занимаем по отношению к ним активно-созидательную позицию, позицию упреждаемого развития, которое происходит не только в ответ на социальные вызовы и турбулентности, но и является самоопределяющим человека, где есть доля его собственной позиции. Например, в ситуации коронавируса мы видим, что лучше справляются те люди, которые и в докризисные времена жили не по моде, не по готовым, социально утвержденным сценариям. В ситуации изоляции и погружения в большую автономию такие люди не впервые открыли опыт размышления о себе, о построении своей жизни, о том, как они могут ответить на вызовы, с которыми сталкиваются. Даже в кризис они выбирают стратегию не просто совладания, а иногда и роста.

Как психологам может помочь популяризация саморазвития?

Тема саморазвития уже попала в топ социокультурного пространства. Важно, что саморазвитие попало не только в популярный, но и в образовательный контент — хотя бы в качестве декларируемой ценности, декларируемой компетенции. В высшем образовании компетенция, связанная с готовностью к саморазвитию и способностью реализовывать стратегию саморазвития, уже несколько лет включена в число базовых, общих компетенций выпускников многих направлений подготовки. Это заставляет вузы предлагать способы активации этой компетенции, заставляет на эту тему работать со студентами, заставляет по-новому посмотреть на сам процесс профессионального становления и развития обучающихся, выпускников, профессионалов.

Психологические условия формирования мотивации к саморазвитию:

Социокультурные:

  • макросоциальные: эпоха, культура,
  • микросоциальные: семья, образовательная среда.
Социокультурный контекст может быть настроен по отношению к саморазвивающейся личности враждебно: Мария Фризен описывает модели исторических ступеней доступа к саморазвитию, где каждая историческая эпоха выстраивает свои границы и свои допуски к самой возможности выбирать стратегию саморазвития. Важно, что в современном обществе даже на уровне документов эта стратегия является признаваемой, побуждаемой.

Персональные:

  • «экономическое условие»: выгода саморазвития. Это призыв обратить внимание на то, что мотивация всякого действия содержит опору на некие ожидаемые выгоды, которые мы получим в результате действия или поведения. Мы будем двигаться, как в концепции потребностей или потребностной регуляции деятельности Вячеслава Андреевича Иванникова, от нерешенных жизненных задач к решенным. Важно, чтобы человек видел те выгоды и результаты, которые для него будут ценны. К какому бы результату мы реально ни пришли, важно, что, когда мы вступаем на путь самореализации, мы должны его позитивно для себя проектировать;
  • «резервное условие»: взвешивание, проговаривание вместе с клиентом, насколько те цели, ориентиры саморазвития являются для него возможными, реальными, достижимыми. Это непростая тема, которую можно обсуждать с разных сторон. С одной стороны, нам вспоминаются биографии выдающихся людей, которые ставили амбициозные цели и добились своего, и в современном мире есть такие люди, что побуждает нас такие планы создавать, такую планку поднимать, раскрепощать наши мечты. В то же время, это учит внимательности к своим потенциям, к своим реальным ресурсам, чтобы это сопоставить. Иначе, если мы будем ставить цели развития в отрыве от наших индивидуальных возможностей, есть риск невротизации, патологического сценария развития, соматизации в силу нереализуемости и сверхценности результатов развития, которые человек себе определил;
  • «иерархическое условие»: развитие и поведение человека во многом определяются сверху вниз (выстроена управляющая иерархическая система), важно работать со смыслами ситуации, ценностями, социальными связями, с тем, какова мировоззренческая позиция человека о жизни, смерти, своем будущем и будущем человечества; воздействие с «верхнего» уровня идет на все слои организации личности и отражается на том, как ведет себя человек, какие эмоциональные состояния испытывает, как справляется с вызовами. Разбор вместе с клиентом простейших, но глобальных вопросов (кто конечная инстанция выбора? кто управляет?) возвращает ответственность человеку за его жизнь, за принимаемые решения, за те результаты, которые он наблюдает в своей жизни».

Материал взят на сайте: https://psy.su/feed/8651/